Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Воспитывающая образовательная среда лицея

Дата: 4 мая 2015 в 09:04, Обновлено 10 марта в 12:20

Воспитывающая образовательная среда лицея

А школа станет уменьшаться,

И не поймёшь однажды ты,

Как в ней умели помещаться

Все наши планы и мечты … 

Э. Асадов.

Ежегодно эти строки Эдуарда Асадова слышит каждый выпускник государственного учреждения образования «Лицей № 1 г. Гродно». В торжественные мгновения выпускного вечера и администрация, и педагоги рефлексивно осмысливают результат своей двухлетней работы с лицеистами.

Что отличает выпускников нашего образовательного учреждения от таких же юношей и девушек других школ, гимназий, лицеев? Благодаря каким условиям, пришедшие к нам на учёбу в 10-е лицейские классы подростки с различной системой взглядов, установок и убеждений, сформированных в «родной» школе, становятся за 2 года учёбы гармоничной частью единого целого – союза лицеистов? Какова роль и место образовательной среды лицея в процессах воспитания личности учащихся подросткового возраста?

Эти вопросы для нас являются особо актуальными, поскольку специфика организации двухгодичного образовательного процесса с учащимися, пришедшими в лицей из разных образовательных учреждений, предъявляет особые требования к системе организационно-педагогического сопровождения процессов становления разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся. Кроме того, в условиях современной ситуации на рынке образовательных услуг лицей может успешно  конкурировать со школами и гимназиями лишь при условии высокого имиджа его образовательной среды в глазах ученической и родительской общественности.

Вслед за В.А. Ясвиным [1], под образовательной средой лицея будем  понимать совокупную систему влияний и условий формирования личности учащихся, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда лицея должна быть открытой к развитию и построена таким образом, чтобы обеспечить субъектам образовательного процесса возможности для самореализации личностного потенциала.

При разработке модели среды образования в лицее мы исходили из того, что её содержание должно положительно отразиться на качестве и совершенствовании педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса, создании единого воспитательного пространства учреждения образования.

Компонентами образовательной среды лицея № 1 г. Гродно являются:

  • участники образовательного процесса,
  • воспитательные центры лицея,
  • научно-методические центры (научно-методический совет, методические формирования педагогов, временные творческие объединения учителей),
  • ресурсный центр системы образования Гродненской области,
  • пространственно-предметный компонент,
  • учебно-познавательный компонент,
  • досуговый компонент.

Многоаспектность деятельности данных компонентов, развитие и совершенствование связей между ними придают целостность воспитательному пространству нашего образовательного учреждения.

По мнению В.И. Слободчикова, среда учреждения образования начинается с того момента, когда происходит встреча участников образовательного процесса, когда и педагог, и учащиеся в совместной деятельности начинают её проектировать и развивать [2].

В образовательной среде нашего лицея в течение ряда лет успешно функционирует система воспитательных центров, на базе которых организована совместная работа педагогов, молодёжных объединений, клубов. В состав данных центров входят: 1) музей спорта и экологического туризма; 2) музей «Гiсторыя педагогiкi Гарадзеншчыны XII-XXI ст.»; 3) музейная комната интернациональной дружбы и международного сотрудничества; 4) музейная комната энерго- и ресурсосбережения; 5) музейная комната патриотического воспитания «Защитник Отечества»; 6) лицейское сообщество; 7) клуб ЮНЕСКО «Кронон»; 8) лицейский пресс-центр; 9) семейный клуб «Мы вместе»; 10) кабинет воспитательной работы и творческих встреч; 11) лицейская библиотека, функционирующая в режиме областного ресурсного центра по теме «Информационное обеспечение образовательного процесса».

Ресурсный потенциал и структурированность воспитательных центров позволяют обеспечить условия для вовлечения каждого воспитанника в жизнь лицея. 

Особое место в образовательной среде лицея принадлежит системе психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения и воспитания, сплочения ученических коллективов. Первичному осознанию учащимися принадлежности к союзу лицеистов способствует их знакомство с главными геральдическими символами - эмблемой и флагом государственного учреждения образования «Лицей № 1 г. Гродно».  Данные символы были созданы в целях развития и сохранения традиций учебного заведения, воспитания гордости у лицеистов за принадлежность к нему; использования символов как отличительных признаков профессиональной принадлежности, а также для размещения на официальных бланках, грамотах и дипломах, полиграфической и кино-видеопродукции, оформлении интерьеров в помещениях лицея.  

Следует отметить, что атрибуты нашего лицея внесены в Государственный геральдический реестр Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9.08.2002 г. № 441 «Об образовании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь и некоторых мерах по совершенствованию порядка учреждения и государственной регистрации орденов, медалей и официальных геральдических символов».

Уникальность нашему лицею придают музеи и музейные комнаты, поскольку их деятельность способствует интегрированному восприятию и обобщению предметных и метапредметных знаний, значительно расширяет кругозор учащихся, развивает интеллектуальные качества и эмоционально-ценностные свойства личности. Следует отметить, что каждый музей и музейная комната в образовательной среде лицея имеют свою историю создания, концептуальную основу, выполняет свою педагогическую «миссию».

Например,  музей спорта и экологического туризма был открыт в лицее 26.09.2012 г. Создан силами администрации, педагогов, лицеистов и их родителей при активном содействии властей и известных спортсменов. Музей сегодня включает следующие экспозиции: «Спортивная история Гродненщины», «Наши олимпийцы»; «Лицейские старты»; «Спортивная гордость лицея»; «Туризм: вчера, сегодня, завтра».

Деятельность музеев и музейных комнат с лицеистами осуществляется по следующим основным направлениям: поисковая, фондовая и экспозиционная работа, научно-исследовательская работа в области краеведения, культурно-просветительская работа.

Не менее весомую роль в становлении сопричастности учащихся к жизни лицея играет пространственно-предметное наполнение образовательной среды учебного заведения. В  лицее № 1 г. Гродно реализуется система эстетизации всех зон внутреннего и внешнего пространства учебного заведения через заполнение их предметами интерьера, гармоничной смысловой нагрузкой:

1) рекреационные зоны,

2) зоны активного отдыха (столы для занятий настольным теннисом и др.),

3) зоны общественного мнения (снабжены стендами, на которых размещены свежие выпуски лицейских газет, сводка новостей лицейской жизни и др.),

4) экологическая тропа с беседкой для проведения дискуссий, часов общения (внутренний дворик на территории лицея),

5) зоны нормативно-правовой и официальной информации (настенные стенды «Расписание», «Одно окно», «Гордость лицея» и т.п.). 

В лицее чтятся и бережно хранятся традиции учебного заведения. Каждый выпуск лицея ощущает свою сопричастность к жизнедеятельности образовательного учреждения. Оригинальным дизайнерским решением эстетизации и сохранения ценности лицейского братства стала созданная силами педагогов и выпускников лицея настенная композиция «Время».

В перспективных планах педагогического коллектива лицея № 1 г. Гродно по развитию образовательной среды является создание музеев фотографии и выпускников нашего учреждения образования.

Разнообразие образовательной среды лицея позволяет, по-нашему мнению, создать необходимые условия, соответствующие психологическим и индивидуально-личностным особенностям учащихся, что создаёт стимулы к проявлению их индивидуальности, раскрытию творческого и интеллектуального потенциалов. 

Генри Адамс отмечал «Учитель прикасается к вечности, никто не может сказать, когда кончается его влияние». Мы убеждены, что педагогическое воздействие среды обучения и воспитания оставляет весомый след в системе взглядов, установок и убеждений учащихся.

Сегодня требуются глубокие педагогические исследования оценки факторов образовательной среды учебного заведения на качество учебных достижений учащихся, на процессы становления разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся.

Литература

1.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В.А. Ясвин. - М., 1997. - 176с.

2. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.